Амарнские письма, которые также нередко называют амарнскими табличками, представляют собой переписку, по большей части дипломатическую, между правителями Древнего Египта и Ханаана во времена расцвета Нового царства.
Эти письма называются так, поскольку были найдены в Амарне, что в Верхнем Египте. Ранее, во времена восемнадцатой династии, этот город был столицей Египта, а основан он был фараоном Ахенатеном. В исследованиях египтологов амарнские письма являются довольно необычным предметом, поскольку большая их часть написана аккадской клинописью, то есть тем шрифтом, который был распространен в древней Месопотамии, но не в Египте. В общей сложности было найдено почти четыреста табличек с письмами, а расшифровка почти трех десятков из них была опубликована в двухтомнике «Письма Эль-Амарны». Найденная переписка охватывает почти тридцатилетний период.
Самые первые амарнские письма были обнаружены в конце девятнадцатого века, причем обнаружены они были местными жителями. Они тайно выкопали их, а затем продали на антикварном рынке. Когда об этом узнали, было уже поздно, и потому ученым ничего не оставалось, кроме как предпринять дальнейшие раскопки, которые увенчались успехом. Таблички с амарнскими письмами находили десятками, а многие из тех, что были проданы местными, были впоследствии переданы в самые разные музеи, в частности, в Лувр, Пушкинский музей и, конечно, Каирский. Есть несколько экземпляров амарнских писем и в Британском музее.
Большая часть амарнских писем, ка уже упоминалось, содержит дипломатическую переписку, на нескольких табличках имеются сведения исключительно образовательного или культурного характера. Эти письма проливают значительный свет на отношения Древнего Египта с Вавилоном, Ассирией, Ханааном и другими древними государствами. Они исключительно важны для воссоздания не только истории, но и хронологии ряда событий того времени. Например, в ряде писем, адресованных египтянам от вавилонского правителя, общее число которых составляет примерно шестьдесят, содержатся настойчивые просьбы в оказании военной помощи. Кроме того, в этих письмах впервые упоминается народность хабиру, то есть еврейская.