Одной из жемчужин коллекции Лондонской Национальной галереи является полотно великого итальянца Боттичелли «Мистическое Рождество». Эта картина, как и ее история, полна загадок. Так, например, она была обнаружена совершенно случайно. За небольшую сумму полотно было приобретено одним англичанином, и только в конце девятнадцатого века оно украсило экспозицию галереи. С этого момента оно стало более известным, однако история его все еще оставалась разгаданной не полностью.
Считается, что Боттичелли создал «Мистическое Рождество» в период своего обращения к религии, в тот момент, когда все происходящее он воспринимал через призму трагизма. Надпись, которая сопровождала данное полотно, также являет собой немало загадок, поскольку в ней упоминалось и о конце света, и о воплощении в реальность некоторых частей религиозной литературы.
Согласно исследованиям, надпись на картине, а также общее настроение полотна буквально пропитано мистицизмом, который был характерен для проповедей одного из известнейших религиозных деятелей того времени, участь которого, впрочем, была весьма и весьма трагична. Полотно «Мистическое Рождество» почти добуквенно повторяет одну из проповедей, которая как раз была прочитана на Рождество. Именно тогда прозвучал призыв создания из Флоренции нового ветхозаветного города, что великолепно изображено на картине в виде горожан, которые показаны рядом с ангелами. Данная часть помещена в верхнюю часть холста, потому, можно сказать, в значительной мере соответствует описанию апокалипсиса во многих религиозных и не очень источниках.
Также на полотне «Мистическое Рождество» изображены обитатели преисподней, которые изгоняются туда, где им надлежит быть. Очень символичны также и изображения ветвей оливкового дерева, которые являлись обязательным атрибутом в украшении любого религиозного сооружения того времени. Оливковые венки изображены в руках ангелов, которые помещены в центр верхней части полотна, отдельно разбросаны оливковые ветви. Цвет ангельского облачения полностью соответствует символике, которая использовалась в рождественской проповеди, вдохновившей Боттичелли на создание этого полотна.